К перспективным начинаниям в малом бизнесе относятся «цветочные» проекты, в том числе цветочный магазин – торговый объект, специализирующийся на изначально востребованной сегодня продукции.
Цветочный магазин, как бизнес-идея имеет массу достоинств. Во-первых, для открытия небольшой торговой точки требуются относительно небольшие капиталовложения. Во-вторых, по причине особенностей ассортимента товаров, нет необходимости в получении лицензии. В-третьих, у владельца магазина есть возможность получать дополнительный доход за счет продажи сопутствующей продукции, например, подкормок, горшков, земляных субстратов. Практика состоявшихся предпринимателей показывает, что цветочная продукция неплохо сочетается с сувенирами.
В-четвертых, в рассматриваемом начинании быстро оправдываются средства, затрачиваемые на старте. В-пятых, для воплощения задумки в жизнь не нужно покупать какое-то дорогостоящее оборудование, нанимать большое количество сотрудников, арендовать офисное помещение, отдельный склад. В-шестых, цветы всегда востребованы. В-седьмых, с целью продвижения продукции используются традиционные, недорогие инструменты рекламы. Поверьте, это далеко не все положительные стороны идеи.
Перейдем к главному вопросу – нюансам открытия цветочного магазина.
Регистрация начинания
Выбор формы регистрации торгового объекта зависит от планируемых масштабов бизнеса. Если в планах лежит торговая сеть, оптимальным решением является ООО. Если же идея предполагает открытие одного или несколько магазинчиков, то лучше всего остановиться на ИП.
Важно: импортируемая в страну продукция (материал, выращенный за рубежом) с целью дальнейшего ее сбыта на внутреннем рынке требует наличия соответствующего сертификата, выдаваемого инстанцией, которая ведет карантинный надзор за растениями, ввозимыми в страну.
В 2019 г. был введен закон, согласно которому, чтобы на территорию РФ ввести в ручной клади более трех букетов, надо располагать утверждающей документацией/сертификатом.
Вернемся к нашему вопросу – легализации цветочного магазина. Из доступных систем налогообложения приоритетной является так называемая упрощенка (УСН). Актуальные коды ОКВЭД: 47.76.1 (обязательный), 47.78.3, 64.12, 74.10 и 82.92.
Особенности материальной базы
Новичкам стоит обратить внимание на следующие форматы торгового объекта:
- арендованное отдельно стоящее здание. Это может быть даже ларек крытого типа;
- на базе ТЦ. В этом случае кроме торговой площади требуется обособленный склад. Если в рабочем штате будет флорист, его желательно обеспечить небольшой комнатой. Даже если такая возможность будет недоступной, ничего страшного. Когда аудитория видит процесс составления цветочного шедевра, увеличивается вероятность его покупки.
Торговый зал оснащается мебелью, в том числе стеллажами, а также холодильными камерами, витринами для сопутствующей продукции.
На этом этапе можно сэкономить за счет б/у оборудования и мебели. В этом плане полезным будет посещение Avito. Закупиться можно и на региональном форуме. Если обратиться к опыту бизнесменов, реализовавшихся в цветочном бизнесе, то станет очевидным, что экономия средств при покупке б/у мебели и оборудования может достигать 30% инвестиций на старте.
Рабочий штат
Насколько будет прибыльным проект, во многом определяется компетенциями сотрудников. Хорошо, если у флориста сочетается профессионализм и навыки творца-новатора. Если он по совместительству будет и продавцом, тогда он должен уметь разрешать и не допускать конфликты с посетителями магазина. Хороший продавец – это своего рода психолог, способный незаметно уговорить человека на приобретение того, что он не планировал покупать.
Часто опытные и креативные флористы ищут работу с помощью объявлений в интернете. Конечно же, прежде чем связываться с потенциальным претендентом на должность флориста, надо изучить его портфолио. Зарплата такого работника, как правило, состоит из невысокого оклада и процента от продаж. Это фактор, мотивирующий человека работать усерднее, расти в профессиональном плане.
Другие штатные единицы:
- бухгалтер. Можно отказаться от такой штатной единицы, если в будущем по мере необходимости пользоваться услугами внешнего специалиста, например, фрилансера;
- курьер с личным транспортом. Этот работник оправдан после достижения точки возврата инвестиций – выхода на самоокупаемость.
Если в планах лежит крупный торговый объект с большим штатом, экономнее будет нанять нескольких профессионалов и молодых людей без опыта, но заинтересованных в профессиональном росте. Под чутким контролем старших коллег молодежь в любом случае освоит практические аспекты работы в цветочном магазине и переймет от своих учителей необходимые для продуктивной работы компетенции. И пока молодые работники будут познавать и осваивать нюансы цветочного бизнеса, им можно платить меньше, нежели профи. Понятно, что на старте будет уходить меньше средств в ФЗП.
Как быть с ассортиментом?
Если в каких-то начинаниях на старте рекомендуется ограниченный список продукции – товары, интересующие какую-то конкретную категорию покупателей, то в нашем случае предпочтительнее широкий ассортимент продукции, реализуемой по ценам, ориентированным на цветоводов разных половозрастных групп и с разным достатком. В тоже время надо понимать, что при заказе большого количества разных цветов есть вероятность того, что часть продукции останется нереализованной. Поэтому в первое время безопаснее ограничиться изначально ходовыми цветами, в том числе хризантемами, лилиями, популярными формами роз, тюльпанов. В принципе, бизнесу не повредит наличие в ассортименте экзотики (без фанатизма!). Есть смысл в мелких сувенирах.
Срезанные цветы – это скоропортящийся товар, что говорит о том, что заказы их в большом количестве сопряжены с риском потери части продукции. Здесь дельным будет следующий совет: чтобы избежать рассмотренной неприятной перспективы можно изучить ассортимент и объемы заказов состоявшихся в цветочном бизнесе предпринимателей.
К гарантам достижения запланированной прибыли относится высокое качество продукции. К сожалению, сегодня несколько сложно отыскать поставщика по-настоящему качественных цветов. В поставках часть продукция – это в той или иной степени не кондиция. Опять же можно подсмотреть у конкурентов, какие поставщики лучше и наметить себе несколько вариантов заключения договоров.
Если проанализировать ассортимент самых посещаемых цветочных магазинов, станет ясно, что в ассортименте на долю живых цветов должно приходиться примерно 65%, игрушек, сувениров и подарков – 10%, а горшечных цветов, ваз и подкормок – 25%.
При планировании ассортимента учитывается резкое повышение спроса на цветочную продукцию в праздничные дни. Так, процентное распределение продаваемых цветов в некоторые праздничные дни выглядит следующим образом:
- 8 марта – 19%;
- 14 февраля – 13%;
- 1 сентября – 11%;
- 31 декабря – 9%.
Реклама
Еще один фактор, способствующий развитию бизнеса, в частности формированию прочной клиентской базы, продвижению продукции – грамотно спланированная и проводимая рекламная компания.
К инструментам рекламы в нашем случае относится запоминающееся название торгового объекта и красивая вывеска. Современные люди привыкли заказывать товары в интернете. Поэтому специалисты рекомендуют работать с аудиторией в социальных сетях, давать о себе знать на тематических форумах. По мере возможности можно обзавестись своим сайтом, предназначенным для номинации продукции, знакомства потенциальных клиентов с ценами (хотя бы основных товаров, цветов), акциями, бонусами. Нелишними на сайте магазина будут видеоролики о создании флористами цветочных композиций. Конечно же, сайт придется также продвигать, развивать, что требует постоянных издержек. Сначала это может вызвать сомнения в рациональности таких издержек, но опыт бывалых предпринимателей показывает, что отчисления на рекламу в интернете всегда оправдываются в будущем.
С целью привлечения первых посетителей в день открытия торговой точки создается праздничная атмосфера. Достигается это с помощью украшения входа воздушными шариками, бонусов (например, скидок) для первых клиентов. На старте можно потратиться и на объявления, транслируемые на местной радиостанции, телеканале.
Финансовая сторона проекта
Капиталовложения на старте связаны с:
- Легализацией начинания – 5000 р.
- Проведением косметического ремонта – 20000 р.
- Оснащением торговой точки оборудованием, мебелью и техникой, в том числе стеллажами, холодильными витринами, кассой – 150000 р.
- Созданием, ведением сайта и использованием других инструментов рекламы – 100000 р.
- Заказом первой партии продукции – 100000 р.
- Отчислениями в ФЗП – до 160000 р.
- Выполнением обязательств перед арендодателем – 25000 р.
- Непредвиденными расходами – 50000 р.
Выходит, что для запуска проекта нужно располагать суммой, находящейся в пределах 0,5-0,55 млн р. Часть этих инвестиций (0,3 млн р.) в будущем становится ежемесячными затратами. При должном подходе к ведению бизнеса и 25-30-процентной рентабельности (реальное достижение) реальная чистая прибыль составляет не менее 50000 р.
Инвестиции возвращаются в худшем случае через 10 месяцев.
Важные моменты, учитываемые при планировании и ведении бизнеса
Насколько успешным будет предпринимательская деятельность, зависит не только от маркетинговой стратегии, профессионализма сотрудников. Есть и другие факторы, определяющие доходность цветочного магазина.
Сезонность. Высокий спрос в нашем случае отмечается в сентябре-декабре и феврале-мае. В остальное время спрос на цветы в нестабильный. Да и назвать его высоким нельзя. Пики продаж приходятся на 14 февраля и 8 марта. Понятно, что от праздника зависит и преобладающий в реализуемой продукции вид цветов.
Возможность привлечения дополнительной прибыли после расширения ассортимента за счет дополнительных товаров и услуг. С цветами часто дарят открытки. Многие сочетают цветы, приобретаемые в качестве подарка, с сувенирами, открытками. Немало цветоводов посещают цветочный магазин с целью покупки горшков, удобрений, грунта.
Сотрудничество с клиентами-оптовиками. К проверенным способам повышения объема продаж относится сотрудничество с фирмами, специализирующимися на организации и проведении праздничных мероприятий, а также с ритуальными службами. Поиск таких клиентов упрощается, когда им в качестве бонуса предлагаются скидки. На этом мы, пожалуй, остановимся и пожелаем вам крепчайшего здоровья, финансовой стабильности и свершений во всех благих начинаниях.